пятница, 5 августа 2011 г.

Нужно иметь веру и христианское отношение к жизни

— Отец Александр, расскажите, пожалуйста, как живёт ваш храм, какие вопросы занимают православных верующих?
— Прежде всего, наступили дни Великого поста. И каждый православный христианин по велению души и зову своего сердца должен обратить свой взор во внутрь себя. В понимании Церкви пост является благодатным временем очищения души от греха и страстей. Мы много сил и времени тратим для устроения и благополучия нашей внешней жизни, но не всегда задумываемся, что источником полноты этой жизни, нашего счастья или страдания является наше духовное состояние. Именно эти вопросы должны занимать всякого человека, живущего в этом мире. Для чего он живёт, в чём обретается смысл и цель его жизни? Ведь человек часто представляет себя (и по человеческому естеству это понятно) центром, вокруг которого происходят те или иные события, к которым в той или иной степени причастен сам этот человек. Но если я вижу только одного себя, своё «я», а все прочие лишь средство для моего благополучия, то это — беда. Неслучайно в церковных богослужениях в преддверии поста в поучение христианам приводились назидательные притчи Христа о гордости и смирении, о покаянии и неосуждении. Накануне Поста, в Прощёное воскресенье, многие из нас искренне исполнили благочестивый обычай испрашивать друг у друга прощения, желая пребывать в мире и добросердечных отношениях, особенно в эти святые дни. Вообще, вопросы духовной жизни и спасения составляют основную тему проповеди священника при богослужениях в храме.
— Разве забота о земном — грех, и неужели недостаточно быть просто порядочным и добрым ко всем человеком?
— Христианство не отвергает забот о хлебе насущном – нет. Но оно, прежде всего, призывает человека задуматься над самой сутью человеческой личности. Вся беда в неустройстве души каждого из нас, но этого мы как-то не замечаем. Внешне бываем улыбчивы, спокойны, приветливы и добры, пока нас никто не трогает. Но именно мой дух определяет всё то, что творится со мной. Ведь христианство — не некий пласт культуры, не придаток к нашей жизни, но сама жизнь. Добро — не воздавать злом за зло. Христианство называет вещи, понятные даже неверующим: не убивай, не грабь, не лги. Всё, что мы делаем, хорошее или плохое, рождается в нашей душе. И поэтому в духовной жизни человека бывает важнее даже не то, что я делаю, не как я отношусь, а что чувствую по отношению к другому человеку. Мало кто из нас не считает себя добрым и порядочным. Но почему столько неустройства, вражды, неприязни и зла мы видим вокруг? Может, неверно понимаем добро? Церковь не только говорит, но и опытно показывает, как нужно правильно относиться к себе и ближним.
— Отец Александр, мы живём в современном, цивилизованном обществе, и не кажется ли Вам, что церковные законы и требования уже несколько устарели?
— Современный мир в своём развитии даже по сравнению с восьмидесятыми годами ушедшего столетия значительно ушёл вперёд. Технологический прогресс с грядущими нана-технологиями — просто фантастика. Но посмотрим на события этого века. Мировые войны, революции, перевороты, региональные конфликты, миллионы и миллионы погибших — самый страшный период в истории человечества при самом мощном развитии человеческой цивилизации. Никакие высокие технологии, никакие социальные условия не способны сделать человека лучше, скорее, наоборот. Во все времена грех — это грех. Ибо это — зло, а оно вредит и губит всякого человека, независимо от его уровня жизни, социального статуса или научных знаний. Действительно, при любом обществе зависть остаётся завистью. Могут ли с течением времени устаревать законы физики? Нет. Но если нарушаем, скажем, закон притяжения, то мы падаем. Существуют законы духовного порядка, и если нарушаем их — падаем духовно, то есть грешим. И чтобы было меньше таких падений, необходимы и требования к их исполнению. Могут быть послабления педагогического характера в отношении человека, делающего первые шаги к исправлению своей внутренней жизни, но и здесь подход должен быть индивидуальный. Так что сама оценка греха во все времена неизменна.
— Почему, чуть что: болячки, проблемы, кризис нынешний — сразу раскисают?
— К сожалению, болезни — наши неизменные спутники жизни, и чем старше, тем их больше. И все это знают не хуже меня. Святой Марк Подвижник говорит: «Не хочешь скорбей — не согрешай». Но кто из нас не грешный? Все ошибаемся, оступаемся. И Господь через недуги телесные призывает нас к направлению жизни, к покаянию. Мы должны осознать свои грехи, а грех — это, прежде всего, болезнь души. И если её, душу, не лечить, то болезнь «детонирует» на тело. Человек должен вынести на суд пред Богом свою жизнь, покаяться. Кстати, кризис означает «суд». Всё происходящее в человеческой истории совершается по промыслу и попущению Божьему. Чем заняты умы нашего общества? Достаточно посмотреть телевизионные рекламы. Зачастую взор человека обращён только лишь к потребительству благ земных, достатку, сытости. Безудержно стремясь к благоденствию, человек теряет способность к воздержанию, умеренности, ограничивается поступками только ради своей пользы, забывая о других. Мы должны задуматься над этими вопросами. Наши слова о добре, любви, помощи и милосердии проходят проверку обстоятельствами и трудностями нашей жизни. Часто в истории кризисам и потрясениям предшествует кризис нравственный. Поэтому призываю избегать этого тяжёлого чувства уныния, иметь веру и христианское отношение к жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий